Люди склонны одушевлять окружающее их пространство. Наверное, так им легче жить. Вспомните, не приходилось ли вам замечать в «братьях меньших» — кошках, собаках — черты характера, свойственные человеку?
Или другое: автомобилист, всю жизнь просидевший за рулем, вдруг признается, что милее и краше его самой первой довоенной «эмочки» в жизни не было никакой другой машины. Хоть поездил на всех советских, а теперь и к «Форду» прикоснулся. Это, говорит он, как элитный китайский чай!
Церковь раньше измеряла «предметный» мир однозначно — нет души. Душа — неотъемлемая часть живого, теплого, с кровью, с обонянием, осязанием и желательно с мозгами. Но вот поди ж ты: другие времена — другие нравы. Автомобили уже и крестят, и освящают. Может, действительно есть душа у наших колесных чад?
Скептики и атеисты утверждают, что души у человека нет. Мозг — да. Сердце — вне сомнения. Печенка, селезенка и так далее — обязательно. Медики про душу как-то хитро умалчивают. Философы ставят знак равенства между душой и психикой. Влюбленные активно поддерживают идею наличия души у человека, но не могут определить конкретного места, где она «базируется». Чаще всего утверждают, что в сердце.
Если заняться поисками места обитания души у автомобиля, то никак не обойтись без совета со специалистом, человеком, который участвовал в рождении автомобиля.
— Душа несомненно есть! — тотчас отреагировал на вопрос водитель со стажем, в прошлом — один из дизайнеров запорожской «Таврии». — Закладывается она конструкторами и художниками еще на стадии конструирования. Даже по внешнему виду не так уж и сложно определить, какой у нее получается характер: добрый или злой, спокойный или задиристый. Потом, как правило, еще на заводской обкатке, на режиме испытательных прогонов, все это подтверждается на практике. Покладистая машина «по дизайну» оказывается «легкой» в общении. Обкатывали две «Таврии». По дизайну — одинаковые. По норову — небо и земля. Одна — лапочка. Все понимает «с полоборота». Вторая — что хочешь делай: поедет и встанет, поедет и встанет. Поговоришь с ней серьезно: «Еще один закидон — и в переплавку!» — едет, даже не чихнет! И где, спрашивается, все это заложено? В двигателе, в карбюраторе, в печенке-селезенке — системе зажигания?.. В общем, непонятно. Знаю точно — есть, есть у них душа!
Примерно такое же мнение у слесаря-сборщика с АЗЛК:
— Иногда настроение на работе хорошее — гаечки сразу завертываются, детали тотчас на место ложатся без подгонки — добрая будет машина. А иногда — даже не с похмелья, а просто так, без причины — дело не идет, конвейер останавливается: там сбой, тут разбалансировка, запчасти вовремя не подвезли… Добра не жди! И машины такими же неладными получатся. Думаю, что душа есть у каждого автомобиля, но не могу точно сказать, где она находится. Она вся — душа. Либо есть, либо нет. Конечно, человек ее «одушевляет» в процессе «потребления». Навешивает всякие значки, пищалки, дезодоранты… Обживает, делает ее похожей на собственную квартиру.
Автомобиль живой или неживой — вопрос, может, и глупый. Но только на первый взгляд. Почему, если прижмет в дороге, когда не знаешь вырулишь или нет, к нему обращаешься, как к человеку: ну постарайся, дотяни, помоги. И ведь выручает. Сколько раз гаишники ломали голову, восстанавливая фантастическую, невероятную траекторию колес, которые, вопреки физическим законам, объезжали каким-то чудом в последний момент препятствие, спасая человека внутри себя от смертельного удара! Невозможно все списать на водительское мастерство!