Рожденные летать

Две вещи всегда влекли людей: высота и скорость. Одни скрепляли воском перья, другие изобретали колесо, третьи прилаживали к ногам лыжи и коньки. Что поделаешь — медлителен человек, нерасторопен и летать не умеет, приходится додумывать за природу. Современные виды спорта — та же погоня за скоростью и высотой. Взмахнуть на гребень волны, слететь с вершины горы, почувствовать свист ветра в ушах, дотронуться до неба — вот что самое притягательное в них. Ольга Соловьева рассказывает о новом виде спорта, который весь — полет, весь — скорость и небо.


Он называется «кайтинг», от английского «kite» — «воздушный змей». Кайты выполняют роль паруса или крыла и послушно тянут за собой все, что скользит: лыжи, коньки, сноуборды, тележки-багги, серфы, лодки, ролики и просто лихих седоков в толстых ботинках и с крепкими нервами. Змеи поднимаются очень высоко — туда, где скорость ветра велика и постоянна, и позволяют хозяину управлять своим полетом. С ними можно прыгать на 15 метров в высоту и на 60 в длину, развивать скорость до ста километров в час! Они могут поднять человека и выше, только выше — уже опасно.

Кайтинг оказался на удивление универсальным видом спорта: в зависимости от того, какую «повозку» тащит змей, с его помощью можно кататься зимой и летом, на гладком асфальте и в песчаных барханах, на равнине и в горах, на снегу и на воде — был бы только ветер!
Например: Строгино, зима, снег. Достаем змеев, поднимаем их в небо, надеваем горные лыжи и катаемся. Или так: Строгино, лето, вода. Достаем змеев, поднимаем их в небо, надеваем водные лыжи и катаемся.

Научиться управлять змеем можно часа за два. А дальше все зависит от спортивных навыков: если новичок в змеином деле умеет кататься на лыжах (все равно на каких) — он тут же поедет за своей небесной лошадкой. С маленьким змеем справится и младенец! Из чего следует, что это вполне семейный вид спорта.

Большой змей похож скорее на дракона, и укротить его трудно. Он может утащить в поднебесье или хлопнуть о землю. Тут случаются серьезные травмы, тут опасно для жизни. Из чего следует, что это экстремальный вид спорта. Между семейным и экстремальным существует полдюжины промежуточных позиций. Вот, например, кайтбодидраггинг, когда буквально тащишься за змеем на пятках, — это семейно или экстремально?

Всякий кайтинг, даже совсем наземный, в виде простого змеезапускания, — спорт культовый. Во всех смыслах.
Воздушный змей сам по себе — очень древнее создание. А культ змея известен еще со времен палеолита. Почти у всех первобытных народов он был символом плодородия, а заодно земли, воды и огня. Потом стал царским знаком. Священная змея красовалась на гербе верховного инки, на коронах египетских фараонов и индийских царей. Как-то незаметно змей превратился в дракона — видно, научился летать. И сразу стал хозяином водной стихии и хранителем сокровищ.

Первые воздушные змеи появились в Китае. Поднебесная, как всегда оказалась впереди планеты всей, хотя куда уж впереди, если иметь в виду китайскую кухню. На мой взгляд — это прародительница всех иных кухонь. Современных, конечно. Нет-нет, да и найдешь её следы. В том или ином виде. Cooking.ua, например, — лишь один из образцов этой преемственности, хотя, конечно, и иным последователям несть числа. Однако, возвращаясь к кайтам, три тысячи лет назад их делали из бамбука и шелка. Из Китая это искусство распространилось по всей Юго-Восточной Азии и процветает там до сих пор. Висящие под облаками рыбы, птицы, корабли, просто куски яркой ткани — непременная часть пейзажа Индонезии, Таиланда и их соседей. В этих странах просто обожают такие игрушки. Их запускают взрослые и дети, в деревнях, городах, на безлюдных побережьях — ни за чем, просто так, для красоты и для удовольствия. Над полями вьются целые стаи змеев, некоторые изображают хищных птиц и служат пугалами для настоящих пичужек.

А теперь, похоже, повальное увлечение летучими змеями охватывает и старушку Европу. Америка с Австралией «заболели» еще раньше. Говорят, это спорт XXI века. Похоже, так оно и есть!

Что такое воздушный змей? «Детская забава», — ответят девять человек из десяти. Но один непременно скажет: «Это аэродинамическая конструкция». И будет скорее прав, чем неправ.

12 ноября 1894 года Лоуренс Харграв сцепил между собой четыре воздушных змея и поднялся в воздух. Это был первый шаг на пути изобретения аэроплана. Через десять лет Самуэль Коди привязал свою шлюпку к воздушному змею и пересек Ла-Манш. Во время Первой мировой войны кайты поднимали в воздух разведчиков, наблюдавших за противником. Особенно хороши для полетов были французские змеи, отличавшиеся большой подъемной силой и устойчивостью.

Так что человек, который лет шесть назад на Гаваях взял в руки планку кайта, а ноги пристегнул к серфу и обогнал своего приятеля, шедшего под парусом, Америки не открывал. И велосипеда не изобретал, а изобрел кайтсерфинг, он же флайсерфинг. А заодно сделал остров Мауи мировой столицей нового вида спорта. В прошлом году на острове прошел первый чемпионат мира по кайтсерфингу, что разом перевело эту «детскую забаву» в ранг высокого спорта. Может быть, даже самого высокого, потому что хорошие змеи летают на высоте до 40 метров.
Высота имеет большое значение, особенно если вспомнить, зачем нужен кайт, и сравнивать его с парусом: парус работает в бурном слое воздушных потоков над самой водой, а змей летит над ними — не только ровнее, но и быстрее. На высоте 10—40 метров скорость ветра на 15—20 процентов выше, чем у поверхности. При этом сила тяги, извлекаемой из ветра, пропорциональна квадрату скорости, в результате змею достается на 25—70 процентов больше энергии ветра, чем парусу.

Все это справедливо для любого змея, в том числе везущего лыжника. Правда, сравнить тут не с чем: лыжники, как правило, под парусом не ходят.
Разрабатывать снаряжение для кайтсерфинга коммерческие компании начали с 1993 года, но успели многое. За это время было создано не то что несколько конструкций — несколько поколений воздушных змеев! На них можно лавировать и даже ходить против ветра. В хитрых современных сооружениях аэродинамические поверхности расположены так, что змей всегда находится под оптимальным углом к ветру. А когда он лежит на земле, трудно даже заподозрить его в родстве с хвостатыми бумажными игрушками нашего детства. Нет, это зверь совсем другой породы!

Основных видов змеев три. Пилотажные никого не катают, а только выписывают в воздухе всевозможные кульбиты, летают под любым углом во все стороны, лихо меняя курс. Кайтер управляет движением, манипулируя стропами.

Пауэром на сленге кайтеров называются змеи «энергетического пилотажа». Это сложные конструкции, эдакие этажерки из нескольких змеев, или одиночные кайты — быстрые, мощные и легко улавливающие ветер. Они изготавливаются из стекловолоконных или углеволоконных тканей и по принципу действия напоминают аэропланы. Ветер проходит через забранное сеткой отверстие в передней части крыла, ниже этого отверстия находится многоконусный лонжерон. Динамическая мощь такого зверя равна сумме скорости ветра и скорости, с которой «пауэр» летит через ветер. Чем быстрее полет, тем сильнее тянет змей. В общем, довольно опасная штука. Детей до шестнадцати к ней не подпускают. «пауэр» умеет передвигаться как угодно: над и под основным воздушным потоком, по ветру, через ветер, возвращаясь в начало пути. Поэтому их или запускают в качестве очень мощных пилотажных змеев, или на них скользят по песку или снегу, летают и передвигаются прыжками. (Это самые опасные виды спорта, которые могут позволить себе только очень опытные мастера.)

Змеи для кайттрекинга, то есть буксировки, катают лыжников, и серфигнистов. Они бывают разные. Кайты с надувными конструкциями используются на воде, они даже позволяют осуществить повторный запуск с воды, что с другими моделями недостижимо. Двухслойные воздухонаполняемые змеи устроены по принципу параплана и могут тянуть все, что движется. В последнее время стала особенно популярной третья конструкция, тоже универсальная — с внутренним карбоновым каркасом.

Еще есть «биг шоу кайты» — большие шоу-змеи. В Европе их делают длиной до 70 метров, в Китае попадаются и стометровые экземпляры. Запустить такого гиганта могут человек двадцать, не меньше. А когда требуется ремонт, в брюхо чудища въезжает микроавтобус с лесенкой. Зрелище неба, заполненного красочными трилобитами, осьминогами, гекконами, скатами и фантастическими «объектами», может украсить любой праздник или создать собственный, воздушно-невоенный.

Теперь уже ясно, что воздушный змей — это техника, технология и немножко сказки. И еще — стихия. Потому что змей летает только тогда, когда дует ветер. Когда дует ветер, кататься можно на всем, что скользит и при этом жестко крепится к ногам. Главное — найти место подальше от линий электропередач. По этой причине для катания не годится, например, большой залив на Рублевском шоссе: там провода проходят прямо над водой. В Подмосковье много мест, подходящих для кайтинга: бухта Радости, Пироговское и Клязьминское водохранилище — отличные площадки. Самое лучшее катание — в Строгино, в заливах и бухтах Москвы-реки.

Один возникает при всем при этом вопрос: с чего начать? Куда пойти на змеев посмотреть и самому приобщиться? В Москве существует клуб кайтеров «Змеиное логово». Его устроили любители новых видов спорта и острых ощущений, когда им наскучили сноуборды с виндсерфами. На городских праздниках они запускают своих красавцев на Поклонной горе: «Красиво, когда небо заполнено…»

По выходным их яркие кайты можно увидеть на Ходынке или в Строгино. Там они учат обращаться со змеями всех желающих, причем совершенно бесплатно. Не менее бесплатно дают советы и консультации обо всем, что касается кайтов и прочего снаряжения. После двухчасового занятия новоиспеченный кайтер знает, как управлять змеем.

«Змеиное логово» — единственный в России клуб, который профессионально занимается развитием нового вида спорта. Он существует пять лет, и вокруг него уже выросла ассоциация.

За удовольствие нужно платить — это закон. Стоимость зависит от фирмы-производителя, модели и размеров кайта. Чем змей легче на подъем, тем он дороже. Летательная способность змея напрямую зависит от размера: чем он больше, тем меньше ветра ему нужно, чтобы взлететь. Маленькие кайты площадью от одного до трех квадратных метров могут взлетать только при ураганном ветре. Для наших широт оптимальный размер крыла — 4-6,5 квадратных метра.

Самые современные модели спроектированы с учетом всяких технических хитростей. Большая мощность достигается в них не столько за счет увеличения площади крыла, сколько благодаря сложной аэродинамической конструкции. У таких кайтов подъемная сила может превышать мощность даже более крупных собратьев. Разумеется, все это тоже отражается на цене.

Змей производства Великобритании из семейства таких современных усовершенствованных кайтов стоит от 400 до 700 долларов, в зависимости от размера. Этот двигатель — почти вечный, потому что делается из очень прочных материалов с практически неразрушимой конструкцией. Такого змея удобно использовать на суше — с горными лыжами, сноубордом, роликовыми и обычными коньками, багги.

Более простые, но не менее надежные новозеландские змеи, подходящие и для зимы, и для воды, стоят от 180 долларов.
Приведенные цены — московские, они ниже европейских и американских долларов на 100—200. Так что покупать снаряжение для кайтинга лучше всего в Москве. Самые дорогие кайты продаются в США — по 2400 долларов за штуку. Это змей площадью 52 квадратных метра (больше параплана!), предназначенный для подъема в гору. С таким зверем лучше не связываться — очень опасно лазить по горам с драконом на веревочке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.