Ширмой

Намедни, оказавшись на одном из ташкентских базаров в районе тракторного завода, я не смог пройти мимо рядов, где продают лепешки. Да и как было пройти, если торговцы хватают тебя буквально за рукав, перекрикивая друг друга: «У меня купи!», «Горячий, вкусный хлеб — только здесь!», ну и прочее в этом роде. И я решил «умыть» торговцев, зная: уж что-что, а этого у них не может быть по определению. И спросил громко, пытаясь перекричать общий гвалт: «Ширмой у кого-нибудь есть?»


Как-то раз я уже рассказывал о ширмое — этой удивительной по вкусу лепешке. Я никогда не встречал ширмой в Ташкенте, потому что этот хлеб традиционно выпекали только в Ферганской долине. На базарах ширмой всегда продавался особняком, у одного-двух торговцев, и он на порядок был дороже обычных сдобных лепешек. За ширмоем приходили специально, по случаю. Кто-то в гости собирался — ширмой нужен был в качестве подарка. Кому-то гостинец на свадьбу или в больницу собрать — ширмой обязательно входил в набор наиболее ценных продуктов.

Сама по себе эта лепешка небольшого размера, с тюбетейку, и редко её выпекали в виде — кругляшка. Как правило, ширмой представлял собой четыре скрепленные по кругу треугольника, с узором и рассыпанной по поверхности нигеллой. Аромат ширмоя кардинально отличался от ароматов любой другой выпечки — густой и нежный одновременно, сугубо лепешечный и чем-то напоминающий запахи осетинских пирогов.

Так в чем же заключалась «фишка» ширмоя, коли он так высоко ценился? Дело в том, что для приготовления ширмоя нужно было одолеть шесть этапов, пять из которых – заквасочные. Учитывая трудоемкость процесса, редко при этом использовали килограмм муки. Брали сразу десять. Такое количество муки, впрочем, диктовали заквасочные этапы.

Сначала нужно было поварить анис – чайную ложку на литр кипятка, при слабом кипении и закрытой крышке примерно полчаса. По ходу измельчали полгорсти нута — до состояния муки. Заливали нутовую муку анисовым отваром, охлажденным до такой кондиции, чтобы, с одной стороны, он не заварил нутовую муку, с другой – чтобы оставалась все же некая температура, способствующая дальнейшему брожению смеси. Этот этап приготовления лепешки, собственно, и назывался «ширмой».

Следующий этап под названием «хуруш» выглядел так. Отвар процеживали, чтобы смесь аниса и нутовой муки представляла собой некую болтушку. Посуду с болтушкой чуть ли не на сутки упаковывали для поддержания температуры брожения. Появившуюся пену аккуратно снимали ложкой на отдельную тарелку, а саму смесь делили на три равные части. Её последовательно будут использовать в трех последующих этапах замеса, которые грамотнее назвать заквашиванием.

Третий этап — «бачки» — начинался со смешивания полстакана муки и одной из частей смеси аниса и гороха. Получившееся тесто раскатывали в сочень, на сочень укладывали снятую пену. Затем его складывали и хорошо уминали. Наконец, щедро засыпали мукой и оставляли на пару часов для брожения.

Еще через два часа (этот этап называется «пайгир») вновь смешивали полстакана муки с другой частью смеси аниса и гороха. Раскатывали сочень, клали в него в него то, что образовалось на этапе «бачки». Вымешивали, оставляли тесто на пару часов.

На остатках смеси замешивали очередное тесто, добавляли в него замес «пайгир» и, подсыпая муку, формировали новое тесто, которое вновь ставили на несколько часов. Этот этап называется «аталя».

Наконец, тесто замешивали с использованием воды, вытопленного курдючного сала и соли по вкусу (не злоупотребляя мукой). В него добавляли тесто предыдущего замеса и всё это хозяйство оставляли еще на пару часов.

И вот только после этого формировали основное тесто для ширмоя, добавляя в него «результаты» всех пяти предыдущих этапов, лепили непосредственно лепешки и отправляли их в раскаленную печь — тандыр.

Замысловато, не правда ли? Но, очевидно, именно эта замысловатость и определяла неповторимость ширмоя. Кстати, на ташкентском базаре, когда я опрашивал торговцев, конечно же «ширмой» нашелся. Видимо, я очень был похож на залетного туриста, которому можно было всучить под видом этого хлеба самую обыкновенную лепешку. Впрочем, торговала лепешками в основном молодежь. Откуда ей было знать про настоящий ширмой?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.